Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Праздники сегодня

«Развитие школьного телевидения в контексте формирования гражданского общества»

В условиях все обостряющейся борьбы за передел мира, за сферы влияния, за каждого конкретного человека особое значение приобретают информационные технологии, с помощью которых происходит не только обучение, формирование сознания, но и управление группами людей. Более всего эти способы воздействия используют СМИ, и в первую очередь телевидение, которое уже поставило большую часть населения земного шара в прямую зависимость от себя. Причем воздействие это происходит независимо от образовательного уровня и профессии человека, которое формирует его интерес к довольно узким областям знания и не дает полноты понимания мира в целом.

В этих условиях особое значение приобретает дополнительное образование, которое не просто вводит человека в иные сферы деятельности, но создает те самые межпредметные связи, которые и делают его психику и сознание более устойчивыми к неблагоприятному внешнему воздействию. А поскольку речь идет об информационном воздействии со стороны телевидения, то лучший способ защиты - это войти в его лабораторию и понять, что там делается, изнутри. Мы говорим не о знакомстве с телевидением как таковым, а о непосредственном погружении учащихся в творческий процесс, о научении их особому восприятию мира и взаимодействию с социумом с помощью аудиовизуальных средств, а точнее, телевизионной журналистики. Опыт нашей работы показал, что она развивает наблюдательность детей, учит размышлять, выстраивать по порядку мысли, ибо, создавая даже крохотный сюжет или фильм, подросток создает и себя самого. А поскольку обучение в этом случае тесно связано с воспитанием, то правильнее говорить об особой среде для культурного и духовного - нравственного возрастания подростка, для его социальной адаптации.

Именно для решения этих жизненных вопросов в октябре 2009 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Энгельса начал работать совместный с местным отделением ВООВ «Боевое братство» проект «Школьное образовательное телевидение». Он позволяет педагогам выявлять способных и творческих детей для их последующей профессиональной ориентации, формировать социально-информационную культуру учащихся, активизировать творчество школьников в области тележурналистики, содействовать их гражданскому, профессиональному росту и успешной самореализации.

Уникальность проекта в том, что реализуя модель школьного образовательного телевидения, мы получаем инновационную систему взаимодействия базового и дополнительного образования, которая позволяет вплотную подойти к разработке информационно-образовательной среды, обладающей высокой степенью эффективности обучения и воспитания, имеет четкую практическую направленность. А именно это является одним из ключевых направлений стратегии модернизации образования, одобренной Правительством РФ, которая ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы, и в первую очередь, это относится к обновлению процесса и содержания образования, которое будет способствовать максимальному саморазвитию и социализации личности в процессе обучения в условиях современного динамично развивающегося общества.

Навыки, полученные на занятиях в рамках системы дополнительного образования, активно применяются на уроках. Поиск наиболее выразительных экранных образов, собственной концепции электронного монтажа и цифровых спецэффектов, сравнение литературных и исторических первоисточников привело к интеграции таких учебных предметов, как история, литература, информатика (пример - сериал «Солдатские мемуары»). Главное для нас – научить ребенка мыслить нешаблонно и самостоятельно, уметь выразить свои мысли на листе бумаге (написать сценарий), изложить их в аудиоформате (стать диктором и уметь правильно говорить), придать этим мыслям образную, понятную большинству визуальную форму и связать с изучаемыми школьными дисциплинами. Важнейшей составной частью проекта, главным условием его успешной реализации становится подготовка творческих и технических специалистов для школьного телевидения внутри самой школы. Только в этом случае формируется оригинальный образ ТВ, полностью направленный на решение учебно-образовательных и воспитательных задач.

Совместная работа (педагог, ученик, родители, все заинтересованные лица) над учебным телевизионным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу, направленную на воспитание гражданина.

Вывод: актуальной данная тема остается и в настоящее время. В настоящий момент у нас накоплен практический опыт интеграции и параллельного развития школьного образования и телевизионного процесса. Дальнейшая работа в данном направлении позволит достичь следующих результатов:

1. вплотную подойти к созданию интерактивного виртуального образовательного поля, обеспечивающего решение учебных (предметных) и педагогических (образовательных и воспитательных) задач.

2. дать возможность обучающимся максимально раскрыть свой творческий потенциал и повысить мотивацию процесса обучения.

3. дать возможность обучающимся проявить себя оптимальным образом индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

4. сформировать положительную мотивацию к профессиям, особенно востребованным на сегодня в связи с активным внедрением информационно-коммуникационных технологий: телеоператоры, операторы видеомонтажа, художники-мультипликаторы и прочее.

5. дать официальные (практика или договорная работа с трудовой книжкой) практические навыки в работе по данным профессиям и таким образом ликвидировать пресловутое «отсутствие опыта работы» у молодого специалиста.

6. подготовить и сформировать социальное сотрудничество учащихся и работников действующих телеканалов и СМИ области, что даст реальную возможность совершенствовать организационно-познавательные навыки учащихся, взглянуть на деятельность в сфере телевещания, как на одно из возможных направлений своего профессионального выбора, расширить границы познанной действительности.

7. благодаря привлечению большого количества учащихся (с учетом других школ района и области это сотни и тысячи человек) по различным направлениям творческой деятельности и масштабности проекта, развить коммуникативную компетенцию учащихся.

8. в ходе практической работы научить пользоваться возможностями  программного обеспечения прикладной направленности: Windows Movie Maker, Adobe Premiere, Pinnacle Studio, Corel Draw, PhotoShop.

Тем учащимся, кто захочет продолжить профильное образование, проект позволит своевременно и качественно подготовить, а также на «отлично» выполнить творческую работу по специальности ВУЗа.


Информация о проекте

Официальная группа